Возможности коррекционной работы с гиперактивными детьми в процессе изучения английского языка

 
Л. Э. Шарипова, детский практический психолог
(методико - образовательный центр ВИТС, г. Казань),
член Всероссийской Лиги Психотерапевтов.


В последние годы становится довольно острой проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. И если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному - два на класс, то сейчас – до десяти и более.

 

Своим поведением дети в полном смысле индуцируют, возбуждают класс, затрудняют проведение учебных занятий. Никому от них житья нет: ни одноклассникам, ни педагогам. А о родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них замыкаются все издержки поведения их чад. С учебой у таких детей не все гладко, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Однако на сегодняшний день многочисленными исследованиями различных специалистов доказано, что чаще всего интеллект у таких детей соответствует возрастной норме, а порой и выше. Синдром детской гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) характеризуется повышенной моторной расторможенностью, импульсивностью, неустойчивостью внимания и влечет как следствие трудности социальной адаптации и школьную неуспеваемость. Основные причины плохой успеваемости у таких детей – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремленности, иногда в сочетании с повышенной тревожностью и заниженной самооценкой. 

 

Описываемая проблема носит интернациональный характер. Во многих странах уже разработаны методики реабилитации таких детей. В нашей стране этой проблеме стали уделять внимание не так давно. Для ее решения необходимы совместные усилия систем здравоохранения, образования, а также создание специальных социальных программ. Обязательным условием обучения детей с нарушением внимания и двигательной расторможенностью является создание благоприятных условий для развития: обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов.

 

Одной из первых подобных социальных программ в России является психолого-педагогическая программа «Кенгуру» (г. Казань). Эта программа существует уже не один год и предполагает создание условий для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В соответствии с требованиями данной программы разработана методика обучения английскому языку Валерии Николаевны Мещеряковой «I LOVE ENGLISH». Данная методика, как ни одна другая, очень гармонично встраивается в общий комплекс мероприятий, удовлетворяет все потребности ребенка в творческом самовыражении. Интересен тот факт, что педагог, работающий по этой методике, одновременно решает несколько задач: обучение иностранному языку, развитие познавательных психических функций (внимание, память, логическое мышление и др.), психокоррекция двигательной расторможенности, импульсивности, неустойчивости внимания (что особенно важно для гиперактивных детей!).

 

Многочисленными исследованиями доказано, что дети с СНВГ страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более (то есть мозг в силу своих физиологических особенностей периодически «отключается»). В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Это является одной из причин школьной неуспеваемости гиперактивных детей.. На уроках же английского языка благодаря частой смене деятельности и многократному аудированию одного и того же материала в различных ситуациях, подобные проблемы решаются в рамках самой методики преподавания.

 

Поскольку СНВГ – дефицитарность лобных отделов, то развитие произвольной регуляции деятельности – основное направление коррекционной работы с такими детьми. Практически на каждом занятии предусмотрены минутки двигательной активности: коррекционные психомоторные упражнения, соответствующие этапному возрастному развитию ребенка и основывающиеся на соблюдении последовательности овладения двигательными функциями. 

 

Данные ежегодной психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Кенгуру» свидетельствуют о том, что дети, которые помимо остальных курсов посещают занятия английского языка «I LOVE ENGLISH», по многим показателям превосходят своих сверстников:

 

Во-первых, эти ребята активнее включаются и работают на любом занятии, они стремятся высказывать свое мнение, умеют отстаивать свою точку зрения. Они не боятся выходить к доске, а даже наоборот – стремятся ответить первыми. Им нравится заменять учителя и самим вести фрагменты занятий. 

 

Во-вторых – и это еще одно из важнейших преимуществ методики Мещеряковой – дети уже в дошкольном возрасте получают опыт самостоятельного выполнения домашних заданий. Курс построен таким образом, что те задания, которые даются на дом – максимально соответствуют возможностям ребенка. Дети практически не замечают, что задания постепенно усложняются. Они приобретают прекрасный опыт ощущения собственного успеха: «Я могу справиться самостоятельно!» «Я сделал это сам!». Безусловно, в подготовке домашних заданий участвуют и родители, но мотивация здесь несколько иная, чем при выполнении, скажем, обычных школьных уроков:

 

1) родителям самим нравится слушать кассеты – они сами начинают понимать англоязычную речь, даже если изначально не владели ею;


2) они сами получают удовольствие слушая динамичные, веселые песни, которые просто поднимают настроение;


3) для любого родителя счастье - видеть, что его ребенок, который еще только недавно научился говорить на родном языке, самостоятельно справляется с заданиями и у него все получается. Растет самооценка ребенка и самооценка родителей. Поэтому, довольно часто в качестве одного из коррекционных психотерапевтических мероприятий мы рекомендуем детям с заниженной самооценкой и замкнутым ребятам занятия английского языка по методике В. Н. Мещеряковой.

 

И, в-третьих, последние исследования показали, что обучение по данной методике способствует более высоким показателям по развитию абстрактного мышления. А если учесть, что в большинстве школ преподавание математики идет по программе Л. Г. Петерсон, где именно абстрактное мышление является одним из ключевых, то можно предположить, что обучение по учебным пособиям «I LOVE ENGLISH» является залогом успешности по математическим дисциплинам.

 

Таким образом, в рамках психолого-педагогической программы «Кенгуру» методику В.Н. Мещеряковой мы рассматриваем не просто как обучение иностранному языку – это нечто большее – это развитие творческой, эмоционально-волевой сферы, развитие личности – и, если хотите, это своего рода психотерапия.


Литература:
1.Ясюкова Л.А., Пугач В.Н. Оптимизация обучения и развития детей с нарушением внимания и поведения, Ижевск, 2001.
2.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. И общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер,2001.
3.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей, Медпрактика-М, 2002.
4.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, Издательство Института Психотерапии, Москва, 2001.
5.Гриндер М. Исправление школьного конвейера. СПб, 1993.

 

Автор: Л.Шарипова, детский психолог

 

По материалам сайта www.i-love-english.ru

ИП Прокопенко Елена Владимировна

 

ИНН 525600503604

 

ОГРНИП 323527500012072

 

ООО "Банк Точка"

БИК банка: 044525104

 

Расчётный счёт:

40802810001500484024

 

Корреспондентский счёт:

30101810745374525104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 - 2024

Английский язык 

для детей от 5 лет ОНЛАЙН

по уникальной беспереводной методике 

"I LOVE ENGLISH"

 
Наши курсы: